Бесплатные консультации круглосуточно: +7 (347) 294-05-25
Получить бесплатную консультацию и узнать больше, вы можете у наших специалистов.
Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных в Согласии на обработку персональных данных *
Где и как проводились похороны
Социальные аспекты похорон
Именно поэтому прощание с покойным воспринимается как провод в далекий путь, где важно обеспечить человеку спокойствие и уверенность в будущем.
Женские плачи призваны продемонстрировать душе покойного, насколько искренне её оплакивали. Веселье же после завершения основных обрядов служит знаком того, что оставшиеся жить родственники счастливы и благополучны, следовательно, покойный может спокойно отправиться в потусторонний мир, не испытывая беспокойства.
Этот интересный момент обратил внимание знаменитый русский ученый-фольклорист Дмитрий Зеленин в своем труде «Восточнославянская этнография», впервые опубликованном в Германии в 1927 году. Автор подчеркнул, что вера в способность покойного воспринимать звуки стала основой ряда народных обычаев, включая приглашение профессиональных плакальщиц и исполнение весёлых песен после окончания официальных похоронных мероприятий.
Во время прощания люди обычно по очереди обращаются к покойному, высказывая вслух то, что не успели или не решились сказать при жизни. Родные просят прощения, если чувствуют вину перед умершим, и пожелают ему: «Пусть земля будет пухом». Такое поведение связано с убеждением, что душа покойного в момент похорон остается рядом с телом и слышит все слова участников траурного обряда.
Согласно многим народным представлениям, душа покойного способна слышать происходящее вокруг неё некоторое время после ухода из жизни. Именно поэтому на Руси издавна существует традиция говорить тихо и почтительно около покойного, обращаться к нему вслух, просить прощения и давать напутствия перед погребением. Эти убеждения тесно связаны с древнейшими представлениями о переходе души в иной мир и поддержании духовной связи с миром живых.
Интересно отметить, что аналогичный принцип соблюдался и при прощании сотрудников с умершим коллегой. Начальник организации подходил к гробу раньше остальных работников. Если же все коллеги занимали одинаковое положение, первым прощался самый старший по возрасту сотрудник. Точно так же поступали и соседи или знакомые покойного.
Старообрядцы наиболее строго придерживались установленной последовательности прощания, так как среди них сохранилось больше древних традиций и обрядов.
Авторы исследования отмечают, что сначала прощается старший член семейной группы, в составе которой проживал умерший. Если речь идет о родителях, то первым подходит к телу младший сын, с которым родители проживали совместно, затем остальные дети в порядке старшинства, дальше внуки обоих полов, и наконец, невестки, среди которых первой прощается та, кто живет вместе с семьей покойного.
Статья «Магия коммуникаций в похоронной обрядности русских Казанского Поволжья», написанная коллективом авторов — доктором исторических наук Гузелью Столяровой, кандидатом исторических наук Надеждой Рычковой и аспирантом МарГУ Ольгой Даниловой, была опубликована в научном издании «Вестник Марийского государственного университета» (том 3, номер 2 за 2017 год). Авторы подчеркнули, что установленный порядок прощания отражает как внутреннюю семейную структуру, так и уровень родственной связи между людьми и умершим.
Люди выстраиваются в определённом порядке при прощании с умершим, руководствуясь двумя основными принципами: степенью близости к покойному и социальным статусом. Сначала идут самые близкие родственники, потом остальные члены семьи, начиная с ближайших и заканчивая дальними. Далее следуют друзья, коллеги и соседи.
В некоторых случаях ритуал прощания проходил прямо на кладбище. Гроб устанавливали рядом с заранее подготовленной могилой. Родные и близкие люди по очереди подходили, чтобы попрощаться с покойным. После завершения прощальной церемонии крышку гроба окончательно закрывали гвоздями.
Иногда жители удалённых поселений вообще не могли пригласить священника домой, особенно это характерно для районов Крайнего Севера. В таких случаях покойников хоронили без официального отпевания. Затем в церковь передавался платок, которым покрывалось тело перед захоронением. Священнослужитель проводил поминальный обряд над платком, символизируя захоронение, слегка присыпая его землёй. Тем не менее, сам обряд прощания оставался обязательным элементом русской похоронной культуры, несмотря ни на какие трудности.
Обычно после панихиды в церкви гроб перевозили на кладбище. Однако, если дорога до храма была долгой или возникла невозможность доставки тела туда (например, весной из-за разлива рек), отпевание проводили прямо дома, пригласив священника специально для этого. Хотя такие случаи нарушали традиционные правила, священники часто соглашались исполнить волю семей. После домашней службы и прощального обряда покойного сразу увозили на кладбище.
После молитвенного обряда в храме начинается прощание с умершим. Близкие родственники, друзья, знакомые и коллеги один за другим подходят к гробу, чтобы в последний раз попрощаться с ушедшим любимым человеком. Этот ритуал называется последним целованием, однако на самом деле никто не касается губами тела покойника. Люди боятся заразиться болезнью или перенять плохую энергию. Вместо этого принято целовать специальный венчик на голове покойного, образок иконы или крестик возле его рук.
Федор Капица, известный писатель и исследователь фольклора, в своей книге «Тайны славянских богов» (издание 2007 года) описывает, что во время панихиды священник молится Господу, прося Его принять душу умершего в рай, читает особую молитву и окропляет гроб освященной водой. Одновременно церковный хор исполняет соответствующие духовные гимны. Завершается церемония наставлениями священника, обращенными как к покойному, так и к людям, пришедшим проводить его в последний путь.
Прощание с человеком чаще всего устраивали на третий день после смерти, непосредственно перед похоронами. По христианским обычаям, гроб с телом выносят из дома и доставляют в ближайший храм, где проводится специальная служба — панихида.
Однако главную роль в проведении обряда выполняли близкие родственники, именно они организовывали похороны, сотрудничая при этом с церковью, дальними членами семьи, соседями, друзьями и сослуживцами покойного.
Ирина Кремлева подчеркнула, что похороны были важным общественным событием для всей деревни. Уход из жизни одного жителя затрагивал каждого, независимо от степени родства. Соседи и родственники оказывали помощь разными способами: одни приносили деньги семье умершего, другие помогали копать могилу, делали гроб, шили саван или готовили тело к погребению. Каждый вносил вклад в организацию похорон по мере возможностей.
Погребальные традиции русских — это удивительное смешение православных церемоний и старинных языческих верований, дошедших до наших дней из глубокой древности. Со временем многие древние обряды стали менее значимыми и забылись, поскольку влияние православной церкви становилось всё сильнее. Этнограф Ирина Кремлева подробно изучила этот процесс и изложила свои выводы в статье «Похоронно-поминальные обычаи и обряды». Эта статья была опубликована в сборнике научных трудов «Русские», выпущенном в 1997 году Институтом этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая.
У русских людей похороны проходят по особым правилам. Когда люди приходят попрощаться с умершим, они делают это в определенном порядке, который сложился давно и передается из поколения в поколение. Родственники подходят к гробу по очереди, чтобы в последний раз посмотреть на того, кого они потеряли.